Правовая ответственность родителей за воспитание детей и создание для них безопасных условий


Уважаемые родители, в рамках проведения Всероссийской недели правовой помощи по вопросам защиты интересов семьи публикуем памятку для родителей по правовому воспитанию детей.
Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважаться, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.
Когда нарушаются права ребенка?
- Когда нет безопасности для его жизни и здоровья.
- Когда его потребности игнорируются.
- Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения.
- Когда нарушается неприкосновенность ребенка. ∙ Когда ребенка изолируют.
- Когда ребенка запугивают.
- Когда он не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения.
- Когда он не может свободно выражать свои мысли и чувства. Когда его личные вещи не являются неприкосновенными.
- Когда его используют в конфликтных ситуациях с родственниками. ∙ Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.
Как реагирует ребенок на нарушение его прав?
- Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, бьется, замыкается в себе и т.д.)
- Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.
- Он часто бывает в плохом настроении.
- Может сбежать из дома.
Что родители могут сделать для своего ребенка?
- Помнить, что ребенок - это отдельная личность, которая имеет свои собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать. Научить его говорить "Нет", научить защищаться, уметь вести себя безопасно.
- Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к другим людям.
- Найти время для искреннего разговора с ребенком каждый день. Делиться с ребенком своими чувствами и мыслями.
- Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для него доступными.
- Привлекать ребенка для создания семейных правил. Дети в обществе наиболее уязвимы. Дети, права которых нарушаются часто, становятся социально и психологически дезадаптированными.
Памятка для родителей
- Никогда не занимайтесь "воспитательной работой" в плохом настроении.
- Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
- Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели.
- Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.
- Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил её.
- Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки - не одно и то же.
- Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.
- Воспитание - это преемственность действий.
- Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Несколько коротких правил
- Показывайте ребенку, что его любят таким, какой он есть, а не за какие-то достижения.
- Нельзя никогда (даже в порыве гнева) говорить ребенку, что он хуже других.
- Требуйте честно и терпеливо отвечать на любые вопросы.
- Учитесь ежедневно находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
- Учить ребенка свободно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы гордитесь своим малышом.
- Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
- Говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
- Оценивайте только поступки, а не ребёнка.
- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение - худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье нарушает личность ребенка.